Воспитание читателя
Воспитание высококвалифицированного читателя — потребность времени. Детское чтение называют интеллектуальным ресурсом страны, главным резервом человеческого потенциала нации. Капитал, основанный на чтении, может накапливаться и использоваться, им можно щедро делиться с другими людьми и от этого он не будет уменьшаться.
Необходимость чтения для детей осознавали еще в древности. В античные времена в Греции для детского чтения предлагали «Одиссея» Гомера. У римлян главным материалом для детского чтения были рассказы о военных подвигах предков, а в более поздний период — «Энеида» Вергилия. В первые века Христианства детей обучали чтению исключительно по книгам религиозного характера. Позже в круг чтения вошли мифы, сказки, басни. Со второй половины XVIII в. начинается эпоха книг, специально написанные для детей, а в XIX в. появляется первая детская научно-познавательная литература.
На протяжении многих лет книга была средством духовного общения родителей и детей, вопросы семейного чтения становятся объектом исследования выдающихся педагогов — Х.Д.Алчевськои, В.П.Острогорськои, К.Д.Ушинского. Большинство педагогов придавали большое значение правильной организации детского чтения. Их интересовали проблемы, связанные с обучением чтению, усвоением прочитанного, целесообразного выбора книг для детей.
Конец XIX — начало ХХ в. характеризуется большим количеством опубликованных программ чтения. Они имели целью помочь родителям установить систему в детском чтении, сформировать круг чтения ребенка. Важной особенностью этих библиографических изданий была их направленность к родителям. Тем самым подчеркивалась решающая и центральная роль семьи, ее ответственность за образование и воспитание личности ребенка.
Выдающаяся украинская писательница, этнограф, издатель Елена Пчилка, понимала, что благодатную почву для формирования мировоззрения человека закладывается в детстве. Всех своих детей она поощряла к литературной деятельности, творчеству, изучению фольклора. Когда добрая книга читается в семейном кругу, детская память долго хранит атмосферу доверия и единения со взрослыми.
В семье ребенок с первых шагов своей жизни усваивает систему нравственных ценностей, норм поведения, культурные традиции, привлекается к мировой культуре. В семье формируется личность человека, ее первое отношение к различным видам деятельности, в том числе к чтению. Семейные чтения были и остаются неотъемлемой частью семейного воспитания. Но современные социальные процессы привели к значительным изменениям в общественном статусе «человека, который читает», что обусловило формирование «новых моделей чтения» и новых моделей применения детьми средств массовых коммуникаций в целом.
Наблюдается рассогласование между реальным уровнем культуры чтения и объективными требованиями к качеству чтения, которое может обеспечить успешное образование, профессиональную деятельность и развитие личности. Критерии качества культуры чтения отражают такие составляющие как: личностный смысл чтения, круг и характер межличностного общения, фонд домашней библиотеки, в том числе книжные информационные ресурсы, пользование различными библиотеками.