Драгоценности,  Публикации

Музеи драгоценностей

Музей естественной истории в Нью-Йорке. Топаз весом 271 кг был найден в Фазенда-ду-Фунил (Минас-Жерайс, Бразилия). Кристалл сразу занял место самого большого топаза, которое до тех пор занимал найденный в Норвегии 64-килограммовый кристалл.

Алмазном фонд России. Москва

Великолепный старинный испанский орден «Золотое руно» украшают пять крупных ограненных овальных бразильских топазов розовато-лилового цвета.

Хранилище драгоценностей португальской короны

История этого топаза окружена тайной. Кристалл «Браганса» весом 1680 карат, найденный в Бразилии, долгое время считался самым настоящим алмазом. Причиной ошибки стала исключительная прозрачность камня. Вставленный в корону португальских королей, кристалл позднее был разжалован в топаз.

Горный музей. Санкт-Петербург

В Горном музее хранится очень крупный (11 х 28 х 19 см) кристалл полихромного топаза ювелирного качества массой около 10 кг с центральной частью голубого цвета и коричневато-розовыми боковыми.

Смитсоновский институт. Вашингтон

Здесь хранится самый большой ограненный топаз «Бразильская принцесса». Самый большой в мире драгоценный камень окрашен в нежный оттенок желтого и весит 22 000 карата. Наряду с ним в коллекции музея хранятся два неограненных кристалла весом 30 и 45 кг.

Музей города Володарск-Волынский. Украина

Прозрачный небесно-голубой камень массой 2110 г был найден в городе Волыни и получил название «Александр Евгеньевич Ферсман». В разное время на этом же месторождении добыли кристалл палево-желтого цвета с густым коричнево-медным оттенком массой 1850 г, названный «Золотое Полесье, и камень-гигант винно-желтого цвета массой 117 кг.

Музей Рио-де-Жанейро

Здесь находится топаз «Императорский» насыщенного вишневого цвета, местами переходящего в красный, массой 2 кг. Фторсиликат алюминия, более известный как топаз, получил свое название по месту его первой находки на острове Топазион в Красном море. По другой версии, корни названия уходят в санскрит. Слово «тапас» в переводе с древнего языка означало «огонь», который напоминали распространенные тогда желтые топазы.

Многоцветность топаза – причина многочисленных ошибок при его распознавании. Уж что только не называли топазом и как только не называли сам топаз: богемский топаз – цитрин; восточный топаз – желтый сапфир или цитрин; гиацинтовый топаз – циркон винно-желтого цвета; невадский топаз – обсидиан; саксонский топаз – желтый кварц; синтетический топаз – светло-розовый синтетический корунд.