Воспитываем маленького флегматика
Флегматики — спокойный и малоподвижный тип. Возможно, именно они создали поговорку «Тише едешь — дальше будешь». Их деятельностью следует управлять, а не подгонять. Флегматики настойчивы в работе, доводят начатое до конца, но слишком медленно, чем очень раздражают окружающих.
Они тщательно обдумывают и планируют свои действия, а решения принимают последовательно и неотступно. Флегматики мало эмоциональны, чувства выражают слабо, их нелегко рассмешить, разгневать, но накопленные негативные эмоции дают непредсказуемый взрыв гнева, мимика однообразная, речь невнятная. Нелегко сходятся с новыми людьми и приспосабливаются к новой обстановке, с трудом меняют привычки, которые сохраняются в течение долгого периода. Поэтому перевоспитание флегматиков — дело нелегкое. В экстремальных условиях становятся заторможенными, теряются и требуют подсказки. Неправильно наказывать ребенка за медлительность, обвинять в тупости, несообразительности. Последствия такого отношения бывают трагические: у ребенка возникают неврозы, он начинает выполнять поручения быстро и некачественно, формируется комплекс неполноценности из-за постоянных неудач.
Если же детство флегматика складывается благоприятно, общество получает добросовестных, серьезных, пунктуальных, увлеченных своим делом людей, нередко и выдающихся ученых. Флегматики больно переживают несправедливость, развод, боятся перемен и могут полностью игнорировать требования неавторитетных лиц. Учитывая это родителям ребенка во время общения нужно взвешивать каждое слово и действие, чтобы не потерять доверие в отношениях, чтобы ребенок не замыкался в себе. Полезно играть в непродолжительные игры, которые тренируют точность и быстроту движений, сообразительность. Соревнования же наперегонки, наоборот могут быть вредными, поскольку флегматики устают от длительного общения и шумных коллективов. Единственное, что ускоряет деятельность этих детей — это формирование у них устойчивых навыков.
Чтобы ребенок в 1-м классе не отставал от своих сверстников по темпам чтения, письма и счета, то целесообразно уже с трехлетнего возраста учить считать и писать, а с пятилетнего — читать. Следует помнить, что даже взрослый человек-флегматик пишет в два-три раза медленнее холериков и сангвиников.
Утро такого ребенка нужно планировать с вечера: готовить все необходимые на завтра вещи, ложиться спать и вставать раньше, чтобы вовремя успеть в детский сад или школу. Поддерживать даже малейшую попытку малыша проявить самостоятельность и инициативу. Каждую мельчайшую победу ребенка над собой необходимо поощрять. Постепенно усложнять задачи в играх и упражнениях. Демонстрировать свое спокойное отношение к проигрышу в игре или к неудачному выполнению какого-то задания. Дать понять, что не всегда все действия человека успешные и это вполне нормально.