Существуют ли стандарты красоты?
Сегодня составить портрет идеальной женщины не составит труда. Губы Анджелины Джоли, глаза Джессики Альбы, нос Скарлетт Йоханссон плюс пара несложных действий в «фотошопе» и вот она – идеальная красавица. Правда, зачастую такие эксперименты обречены на провал – составленное из идеальных черт лицо теряет привлекательность. Что уж говорить о стандартах красоты разных времен.
Какая древность! Судить о стандартах красоты первобытного человека можно разве что по наскальным рисункам и сохранившимся до наших дней древним скульптурам. И если верить тысячелетним артефактам, именно пещерные люди дали рождение известной фразе о том, что хорошего человека должно быть много. Поклонение полноте с точки зрения того времени легко объяснить. Чем крупнее человек, тем он выносливее и здоровее. А что могло быть более привлекательным в мире, где выживает сильнейший, чем пышущий здоровьем индивид.
Создать идеальный портрет женщины древнего мира гораздо проще. Стройное, тренированное тело – эталон древнегреческой красоты, один из немногих понятный в наше время. К нему пририсовываем прекрасное лицо греческой статуи с прямым носом и большими глазами. Красим глаза в зеленый цвет – и вот перед нами лицо уже египетской красавицы. Они, кстати, не имея доступа к «фотошопу», прибегали к помощи краски из углекислой меди, которой обводили глаза для придания зеленого оттенка, и сока ядовитой белладонны, который закапывали в глаза, чтобы расширить зрачки и придать взгляду особый блеск.
Завершающий штрих – миниатюрная ножка в лучших традициях красавиц Древнего Китая. Китайским девочкам в раннем детстве перебинтовывали ноги таким образом, чтобы ступня не росла. В результате ножка деформировалась, но оставалась миниатюрной, на радость родителям и на зависть менее «красивым» подругам с нормальным размером ноги.
Иконы стиля
Если бы в Средние века кто-нибудь предположил, что через каких-то пять-шесть столетий стандарты красоты будут диктоваться с листов бумаги, скрепленных вместе и именуемых «глянец», его тут же провозгласили бы еретиком и подвергли церковной инквизиции. Тогда эксклюзивное право диктовать любые стандарты принадлежало церкви. Идеал средневековой красоты – женские лики на церковных иконах. Акцент на удлиненный овал лица, огромные глаза и маленький рот – так выглядела Пресвятая Дева Мария. Остальные черты скрывались под слоями чепчиков, юбок и накидок – чрезмерное любование красотой, как и само стремление к ней, считалось хоть и не смертельным, но все же грехом.
Эпоха Возрождения продолжила поклонение прекрасной даме. Утонченные черты лица и изгибы тела и никакой большой груди. Самой соблазнительной была грудь по принципу «меньше – лучше». Помните, как героиня Гвинет Пэлтрой во «Влюбленном Шекспире» бинтовала грудь, чтобы сойти за мужчину? К этой хитрости прибегали не только нелегальные актрисы, но и тогдашние модницы.
Удалять лишние волосы с тела тоже придумали женщины Возрождения. В жертву красоте выщипывали брови, а заодно и выбривали лишнюю растительность на передней части лица – в моде был высокий лоб; и брили затылок – чтобы зрительно удлинить шею. Эталон красоты позднего Возрождения хорошо знаком по картинам мастеров Ренессанса – пышнотелые красавицы, не стесняющиеся хорошо заметного животика и того, что сейчас зовут целлюлитом.
Округлые формы не сдавали своих позиций и на протяжении следующих эпох. Пышными стали не только очертания тела, но и прически. На голове возводили сооружения, которым мог бы позавидовать любой современный конструктор. Волосяные шедевры, украшенные драгоценностями, носили неделями, пренебрегая услугами мыла и шампуня. Недостаток элементарной гигиены компенсировался избытком одеколона, пудры и помад. А дефекты кожи маскировались модными тогда мушками, которые «перебегали» с левой щеки на верхнюю губу и обратно следом за прыщиками и покраснениями.